Странности восприятия цен
Понятно, что абсолютного понятия «дорого» или «дешево» просто не существует, эти понятия очень зависят от сочетания множества факторов. Но, мне кажется, влияние стереотипов на отношение к стоимости недвижимости и сопутствующих расходов очень сильно. Вот с чем я сталкиваюсь последнее время достаточно часто.
Продаю я квартиры в новых клубных домах эконом-класса. Можете посмотреть www.kievclubhouse.jimdo.com
Цены очень приемлемые – цена 1-комнатной квартиры 42 м2 в новом доме в состоянии «под чистовую отделку» ниже стоимости хрущевки или гостинки площадью 30 м2 в жилом советском состоянии в соседних домах тысяч на пять долларов США. Да, не установлена сантехника и газовая плита, нет межкомнатных дверей, на полу - стяжка, а на стенах – штукатурка, по которой вполне можно клеить обои. Стоят стеклопакеты, двухконтурный газовый котел, радиаторы отопления, балкон застеклен. Сделана электрическая разводка. Вода и канализация заведена, но по квартире не разведена. Представили?
Так вот я о чем. Понятно, что на такую цену ориентируются в первую очередь люди не очень высокого достатка, часто продавшие недвижимость в другом городе Украины и не имеющие доходов, которые позволили бы выбирать им жилье более высокого класса, в более престижных районах.
И вот что происходит. Посмотрели. Дом нравится. Планировка нравится. Начинаются подсчеты:
- Ну, сюда же еще столько в ремонт вложить нужно!
- Сколько?
- Не меньше 30 % стоимости квартиры! Давайте торговаться! Снижайте цену на квартиру!
Начинаем считать стоимость ремонта. Как положено, с входной двери. Заявляют, что сразу на дверь нужно 1000 долларов! При том, что рынок предлагает вполне приличные входные двери отечественного производства от 1500 грн. с установкой (у меня соседка такую недавно поставила, волне довольна, дверь крепкая, консервным ножом не откроешь, тяжелая, обшита кожезаменителем, защищает и от шума, и от сквозняков). И дальше – по порядку, стоимость ремонта считают по цене в разы выше средней. Мебель и бытовую технику выбирают самую лучшую, брендовую, дорогую… И стоимость такого ремонта в разы превышает реальные затраты, необходимые для приведения квартиры в жилое состояние.
В общем, не буду утомлять читателей подсчетами.
Интересен психологический парадокс. Ну почему покупатель квартиры в хрущевке вполне лояльно относится к старой деревянной двери: «Ладно, поменяем со временем», - и хватается за голову, когда видит, что в новостройке нужно установить входную дверь на свой вкус и по своим возможностям?
Почему торгуясь с продавцом квартиры до изнеможения, жалуясь на тяжелую жизнь и отсутствие заработков, после приобретения недвижимости начинает покупать самую дорогую сантехнику и плитку, устанавливать теплые полы и системы кондиционирования, не задумываясь о том, насколько они здесь нужны?
И что в такой ситуации делать риелтору? Спокойно смотреть, как покупатель, наслушавшись советчиков по астрономическим ценам на ремонт, которые что-то где-то когда-то слышали, боящийся и не умеющий выбирать качественные товары по своим возможностям, начинают торг при покупке квартиры даже там, где цена соответствует товару, а, не получив скидки, уходит? Или предлагать услуги по организации ремонта по приемлемым ценам?
Цена такой квартиры выше даже с учетом стоимости вложенных в емонт средств.
Тут мы имеем эффект восприятия и позитива))
Вопрос в другом - нужно ли риелтору принимать активное участие в содействии организации ремонта? Или все-таки каждый должен заниматься своим делом?
Вывод с практики затраты а такой ремон полностью окупаються сроками и ценой продажи
М то что многие почти все переделывают не меняет плюсы подготовки.